Индикативное планирование: обзор

Индикативное планирование становится все более актуальным в России в связи с общим сдвигом политики от моделей, ориентированных на США, к моделям, ориентированным на Европу и даже к созданию собственной модели управления, которая может представлять собой нечто среднее между ЕС и Китаем.

Индикативное планирование – это не жесткий план развития страны или региона (в отличие от советских планов), а план-индикатор (указатель) параметров, на которые ориентируется правительство и бизнес территории. Причем этот план разрабатывается в результате тщательного предварительного обсуждения этих параметров среди администраторов, бизнесменов, представителей общественных организаций и экспертов.

В любом случае, это рост государственного участия в управлении экономикой (здесь можно вспомнить «бюрократию Евросоюза»), но при сохранении значительной доли частной экономики (то есть, без возврата к полностью централизованным совестким моделям).

В этом смысле индикативное планирование представляет собой значительный интерес; не случаен недавний возврат к этим идеям на весьма высоком уровне (заседание Бюро Отделения общественных наук РАН под председательством экс-секретаря Совета безопасности РФ, академика-секретаря ООН РАН А.А. Кокошина).

В Карелии потребность в индикативном планировании может увеличиться в связи с принятием Правительством РФ Комплексной Федеральной целевой программы развития Карелии. Далее приведен краткий обзор публикаций по индикативному планированию.

Цибатов, В.А. Павлов, Л.П. Концепция индикативного планирования социально экономического развития региона для поддержки принятия региональных управленческих решений // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. 10  (48). с. 136-140.

 

Рис.1

На Рис. 1 показана схема прогнозноаналитических исследований регионального развития с использованием технологии индикативного планирования и ситуационного прогнозирования. Компонентами данной технологии являются:

♦  имитационная модель социально-экономической деятельности региона;

♦  цели  и  задачи  регионального  развития;

♦  индикативный план развития;

♦  сценарии развития;

♦  результаты прогнозирования;

♦  информационная база модели.

Ключевым элементом рассматриваемой технологии является модель социально-экономической деятельности региона1 , воспроизводящая процессы образования, перерас-пределения и использования ресурсов региона  материальных, трудовых, финансовых.

            *****

Данная технология предполагает выделение в модели социально-экономической деятельности региона так называемых индикаторов и регуляторов. Индикаторы – это интегральные показатели, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономической деятельности региона. Обозначим множество индикаторов как

Z = [z1z2,...,zn],         (1)

Индикаторы определяются параметрами границ [zmin /f *max>/], / = 1, 2, … n, в пределах которых объект управления может устойчиво функционировать и развиваться.

*****

В содержательном смысле индикативное планирование представляет собой последовательность задач ситуационного прогнозирования. Процедура ситуационного прогнозирования представляет собой этап исследования возможностей регионального развития по принципу “что будет, если...”.

Klosterman, R., E. (1985) Arguments for and against planning // Town Planning Review, 56(1): 5-20.  ( Richard)

Формальные правительственные попытки планировать и направлять социальные изменения всегда были спорными. Тем не менее, общественность и академическая внимание к планированию достигли пика в «большой дискуссии» 1930-х - 1940-х годов между сторонниками правительственного планирования, таких как Карл Мангейм, Рексфорд Тагуэлл, и Барбара Вуттон и защитников «свободных» рынков и невмешательства, таких как Фридрих Хайек и Людвиг фон Мизес. К 1950 дебаты, видимо, были завершены: большие вопросы целесообразности и возможности планирования были заменены более конкретными вопросами, касающимися конкретных методов планирования и альтернативных институциональных структур для достижения целей общества. Статус планирования в современном обществе казался бесспорным: казалось, что немногие оставшиеся вопросы: кто должен планировать, для каких целей, в каких условиях, и какими способами? (дальнейшие события показали, что «великий спор» никогда не закончится)

*****

Попытки индикативного планирования на национальном уровне во Франции и в других местах также оправдывались, как предоставление информации, необходимой для рационального выбора на рынке. Развитие муниципальных информационных систем и подготовка экономических долгосрочных прогнозов аналогично оправдывались как содействие осознанному рыночному выбору в отношении решений о местоположении, для которых соответствующую информацию трудно получить, опыт ограничен, а ошибки могут быть исключительно дорогостоящими.

Что более важно, как классические, так и неоклассические экономисты признают, что даже совершенно конкурентные рынки требуют действий правительства для исправления «провалов рынка», включая государственные или коллективные блага; экстерналии или внешние влияния; дилемму заключенного;  проблемы распределения.

Аналогичные трудности проявляются в условиях, в которых стремление индивидов преследовать собственные интересы не приводит к оптимальному результату для общества или для вовлеченного человека. Рассмотрим, например, ситуацию, с которой сталкиваются землевладельцы в депрессивном районе, которые должны решить, следует ли улучшать их имущество, сдаваемое в аренду, или инвестировать свои денежные средства в другое место. Если землевладелец улучшит свою собственность, а другие нет, территория будет продолжать падать, что делает инвестиции финансово нецелесообразными. С другой стороны, если одни землевладельцы не улучшат свою собственность, а другие улучшат свою, общее улучшение среды позволит землевладельцам поднять арендную плату, не вкладывая никаких денег. В результате, в собственных интересах каждого человека не делать никаких улучшений; однако, если все они откажутся это делать, территория будет падать и дальше, что хуже для всех. Такая  неизбежная логика ведет конкурентный рынок к чрезмерному использованию «общего котла» ресурсов с ограниченным предложением и бесплатным доступом, таких как природные заповедники и здоровая окружающая среда.

(продолжение следует)