Умные города и регионы

Умные города и регионы

В Нидерландах есть город Эйндховен. По-европейски ухоженный, мощеные брусчаткой улицы, много зелени, старинные дома и соборы, которые случайно сохранились от бомбежек Второй мировой войны.

 

Вроде бы, обычный европейский город, похожий на знакомую жителям Карелии Финляндию. Но при этом по улицам быстро и бесшумно проносятся фантастические автобусы с электрическим приводом, а улицы там и сям разнообразятся космическими строениями.

Дело в том, что Эйндховен является одним из многих «умных регионов», создаваемых в последнее время во всем мире. В Евросоюзе есть специальный сайт с обзором наиболее успешных «умных регионов» Европы (http://www.smartregions.eu ).
Что же такое эти «умные регионы» и «умные города»? Это регионы, сочетающие массовое использование электронных услуг, электронного обучения и электронного правительства. Причем «электронное правительство» понимается не как предоставление по интернет информации от властей , но в большей степени, как инструмент сотрудничества между людьми и организациями, изменяющий весь образ мысли населяющих регион людей, локального сообщества.

 

Посмотрим подробнее на тот же Эйндховен. Население города – около 220 тыс. человек (меньше нашего Петрозаводска); с пригородами («Большой Эйндховен») – около 440 тыс.
В нем по инициативе Технологического университета Эйндховена, местного правительства и союза промышленников создан инновационный регион высоких технологий Брэйнпорт. В 2011 году международный форум ICF (Intelligent Community Forum), проходивший в Нью-Йорке признал Брэйнпорт лучшим в мире Интеллектуальным Сообществом года.
В чем конкретно выражается польза от этой интеллектуальности?
В очень высоких экономических показателях, отвечает статистика. На долю региона приходится треть всех голландских частных расходов на исследования и разработки, он инвестирует 8% от общего валового продукта Нидерландов на исследования и разработки и является одним из трех ведущих регионов Европы по количеству патентов на душу населения. Это значит, что Эйндховен в среднем живет намного лучше и так весьма благополучной Голландии.

Хорошо бы и нам так; но за счет чего достигается эта самая интеллектуальность? В одном из документов ЕС написано: за счет суммы факторов, среди которых культура ведения бизнеса, развитие образования, наличие служб и мер поддержки инноваций, механизмы трансфера технологий, сильные научные и проектные институты, развитая информационная инфраструктура (высокоскоростной Интернет и сетевые ресурсы), наличие бизнес-инкубаторов, современные виды финансирования и, наконец, творческий (красивее звучит – креативный) потенциал территории. Технические компоненты «умного города» - «умные дома», умеющие экономить и накапливать энергию (например, открывая жалюзи с солнечной стороны) и поддерживать связь с хозяевами, когда те вне дома, «умные сети» передачи электроэнергии и тепла, «умные» дороги и улицы, помогающие водителям и пешеходам…

ЕС планирует добиться «поумнения» регионов Европы к 2020 году. При этом предполагается использовать совместные усилия университетов, национальных академий наук и научных структур (типа Института Макса Планка в Германии), высокотехнологичного бизнеса и местных властей. Плюс к тому, на поддержку комплекса программ Евросоюза, направленных на создание умных регионов и городов запланировано израсходовать 86 миллиардов евро.
Да, хитрые европейцы не хотят терять свое место в списке стран «золотого миллиарда» и постараются закрепить позиции в мировом разделении труда. То-есть: придумывают и продают в Европе и США, делают в Китае и Индии. При этом львиная доля стоимости достается изобретателям и продавцам, а не тем, кто сделал…

Умному городу нужны умные граждане
Все еще невысокая компьютерная грамотность населения – тоже большая проблема, потому что умное население – ключевой компонент умного города, отметил Виктор Чернышев.

Приоритет – безопасности
(Краснодар)
В единый контур подключены функциональные подсистемы охраны правопорядка, реагирования и оповещения о ЧС, ЖКХ, медицины и мониторинга окружающей среды. Руководитель получает доступ ко всем ресурсам системы в том числа и через мобильное приложение на iPad.
Опыт внедрения системы позволяет говорить о достижении положительного эффекта, в т.ч., повышения уровня доверия населения к работе органов исполнительной власти на 20–25%, снижения уровня преступности на 10–15%, уменьшения числа пожаров и снижение уровня аварийности на объектах инфраструктуры на 2–5% ежегодно, сокращение количества ДТП со смертельным исходом на 2–5%, улучшения миграционной ситуации на 10–15% и повышения инвестиционной привлекательности субъекта на 20–25%.

От электронного города к умному городу
Такие проекты стали именоваться "электронный город" или "электронный регион".
Задействованные в них информационные технологии применяются в основном в контуре взаимодействия людей и организаций, фактически поддерживая расширенный электронный документооборот. Но это еще не "умный город".
Нынешние информационные системы носят ведомственный, отраслевой и объектовый характер, они самодостаточны и не готовы к взаимодействию, тогда как любое происшествие носит комплексный характер и требует комплексного реагирования.
Единое информационное пространство взаимодействия, созданное в ходе реализации проекта, должно исключить в будущем такие ситуации. Все участники от различных ведомств процесса имеют равный доступ к информации, что позволяет избежать выяснения вопроса "кто здесь главный" и сосредоточиться на решении проблемы.
В проекте "Электронный Краснодар" организации взаимодействия чрезвычайных и других городских служб с самого начала уделялось приоритетное внимание. С этой целью была организована единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), в обязанности которой входит сбор, обобщение данных, анализ обстановки, оперативное управление силами и средствами постоянной готовности муниципального звена. Такая координация работы ведомств на городском уровне дала мощный позитивный эффект, констатировал Георгий Антониади, начальник управления ИКТ и связи администрации Краснодара.

Новые идеи через краудсорсинг
Жители умного города должны стать не просто получателями услуг и пользователями различных систем, они могут и должны принимать активное участие в обустройстве и развитии своего города. В наше время одних только выходов на субботник недостаточно, для развития территории нужно мобилизовать интеллектуальный потенциал ее жителей.
Опыт Зеленоградского административного округа города Москвы показывает, что краудсорсинг помогает определить, что действительно нужно городу. "Благодаря краудсорсингу мы можем привлечь разнопрофильных специалистов совершенно разных возрастов, могут возникнуть неординарные идеи по решению проблем того или иного города. Современные ИТ позволяют привлечь на электронные площадки краудсорсинга по 10 тыс. людей, что ранее было невозможно при личных встречах, опросах и т.д.", – сказала Анна Коробова, начальник отдела службы "Одного окна" и информатизации префектуры ЗелАО гор. Москвы.

Из числа неочевидных для администрации идей, выдвинутых краудсорсерами, стоит отметить предложение по развитию в Зеленограде промышленного туризма, включая создание музея легендарного компьютера ДВК-2 и музея нанотехнологий, позиционирование города как центра социальных инноваций и многое другое.
Многие дискуссии участники инициировали сами, и сами же дали ответы. Например, в ходе обсуждения темы "Почему по Зеленограду трудно проехать на велосипеде" волонтеры, вооружившись видеокамерами, засняли все веломаршруты и отметили на карте места, требующие внимания: установки дорожных знаков, велопарковок, соединения дорожек в единую сеть и т.д.
К слову сказать, краудсорсинг – это не совсем бесплатная технология, хотя участники и не получают денежного вознаграждения за работу. Для управления таким проектами нужно привлекать профессиональных модераторов, а их услуги стоят денег. Вместе с тем эффект от правильно организованного процесса краудсорсинга может оказаться весьма значительным.

 

Три исследования примеров из Швеции: Умное Голосование

James Thurman and Urs Gasser. Three Case Studies from Switzerland: Smartvote. Berkman Center Research Publication No. 2009-03.3. March 2009. 22 p.

Гиперссылка: http://cyber.law.har..._Smartvote.pdf
 

Джеймс Тарман и Урс Гассер. Три исследования примеров из Швеции: УмноеГолосование
Конспект статьи (с переводом на русский язык) сделал Михаил Сухарев

Аннотация

Начиная с 2003 года, широкая коалиция политологов, специалистов по компьютерам, экономистов, историков и других специалистов, чаще всего, связанных с университетами, разработали и сделали широко доступной в Швейцарии виртуальную информационную систему для голосования, названную Smartvote.
Используя данные, введенные пользователем и политическим кандидатом о позициях по различным политическим вопросам, Smartvote сортирует и соединяет граждан и политиков с наиболее сходными предпочтениями.
… 
Введение
Развитые демократии во всем мире борются с апатией избирателей, в то же время, стремясь к тому, чтобы выбор тех, кто голосует, был достаточно обоснован. Требования Швейцарии еще выше, они стремятся к полу-непосредственной (semi-direct) демократии, которая требует от избирателей перейти к непрерывным выборам с тем, чтобы система действовала правильно.
Интернет-сайт Smartvote был создан группой швейцарских университетских специалистов, как платформа для лучшего информирования избирателей, для того, чтобы сводить избирателей с кандидатами-единомышленниками (likeminded) с помощью онлайновых анкет, и для удержания избранных во власть в рамках обещаний, сделанных во время избирательной кампании.
Данное исследование предоставляет углубленный взгляд на сайт Smartvote, его администраторов и источники финансирования, и его растущую – хотя и состоящую преимущественно из молодых мужчин – базу пользователей.

Описание проекта
Общий обзор
Smartvote – это проект, осуществляемый командой разнообразных политологов, программистов, экономистов, историков и др., которые связаны с университетами по всей Швейцарии. Smartvote подчеркивает, что не зависит от политических партий или кандидатов. Однако, как мы отметим более подробно ниже, Smartvote в действительности принимает деньги от кандидатов и политических партий при определенных обстоятельствах. В рамках проекта, кандидатам на местных и национальных выборах предлагается ответить на анкету, предназначенную для выявления политических позиций кандидата по различным вопросам.
Проект в настоящее время работает на интернет-сайте, где избирателям также предлагается заполнить анкету. Исходя из ответов пользователей на эти вопросы, Smartvote определяет, какой кандидат в их базе данных наиболее близко соответствует мнениям, которые пользователь сайта выразил. Веб-сайт также предоставляет графическое представление политической ориентации каждого кандидата.
….

С момента своего создания в 2003 году, участие в проекте Smartvote со стороны политических кандидатов значительно увеличилось. В 2003 году лишь около 50% кандидатов представили свои ответы на анкеты Smartvote. В ходе последних федеральных выборах, уже 80-81% кандидатов представили профили Smartvote незадолго до дня выборов. Цифры также показывают, что имело место увеличение числа пользователей Smartvote. Статистика использования показывает, что в 2003 году на выборах в Национальный совет 255 тысяч избирателей получили рекомендации на сайте Smartvote. 
В 2007 на выборах в Национальный совет, было запрошено уже 700000 рекомендаций. Важно заметить, что эти цифры не точно отражают число пользователей, которые использовали сайт, так как с любой пользователь может просить больше, чем одну рекомендацию.

Администрирование и финансирование
Smartvote проводится под эгидой Политической исследовательской сети Politools, зарегистрированной в Берне. Организация была создана в 2004 году, через некоторое время после премьеры Smartvote в 2003 на выборах в Федеральный совет Швейцарии. Politools описывает себя как «междисциплинарную научную сеть» нескольких Интернет-проектов. В настоящее время Даниэль Шварц и Ян Фиваз (Daniel Schwarz and Jan Fivaz) названы в качестве исполняющих обязанности президента и вице-президента Swiss Verein, соответственно. Дополнительными проектами перечислены на веб-сайте Politools являются "parlarating" и "Smartsurvey».
С точки зрения финансирования, Politools опираются на вклады из различных источников. Частные вклады принимаются виртуально через сайт Politools. Значительная часть финансов (200000 шв. франков) в 2007 году (около 60% всего финансирования в этом году) была получена от «информационных партнеров»; в основном, это местные газеты, получившие право печатать информацию, полученную с сайта Smartvote.
Интересен механизм финансирования, состоящий в получении взносов от кандидатов, которые выиграли выборы. 
Конструкция и ее особенности
Во-первых, нужно отметить, что веб-сайт доступен на четырех языках: немецком, французском, итальянском и английском языках. Таким образом, три крупных швейцарских языковых групп представлены в дополнение к английскому. Для удобства, мы обращаться к английской версии сайта в описаниях, приведенных далее.
Во вступительной стате Ян Фиваз и Даниэль Шварц пишут, что Smartvote, состоит из трех основных элементов:
"Smartvote модуль с системой поиска соответствий запросам, общей базы данных, предоставляющей информацию обо всех кандидатах на должности, и модуль анализа со специально разработанным аналитическим инструментом для визуализации политических позиций. Первые элементы включает в себя два этапа участия общественности. Во-первых, всякий раз, когда партия зарегистрировала список кандидатов, все кандидаты в списке участия в выборах в вопросе получают вопросник Smartvote по электронной почте или письмом. Это действие происходит примерно за три месяца до выборов. По Шварцу, нет фиксированного числа вопросов для каждой анкеты. Составители анкеты хотели бы иметь примерно 30-40 вопросов, однако, в случае национальных выборов, вопросники, как правило, приближаются к 70 вопросам. Кандидаты должны ответить на каждый вопрос «да», «нет», «скорее да», или «скорее, нет». После того, как кандидат подтвердил свой ответ, набор ответов сохраняется в базе данных Smartvote.
Второй этап занимает примерно за шесть недель до дня выборов. В этот момент, вышеупомянутые функции веб-сайта Smartvote становятся доступными для общественности. Эти возможности, однако, остаются доступными некоторое время после выборов. Прибывающим на сайт Smartvote пользователям будет предложено выбрать среди доступных избирательных кампаний, в которых пользователь заинтересован.Когда выбор сделан, становятся доступны различные элементы Сайта, основанные на существующих данных по выборам. Различные возможности представлены в разных вкладках. Элемент сопоставления интересов в настоящее время доступна через вкладку "Smartvote" а также через ссылки на домашней странице. После нажатия на эту закладку, пользователям предлагается заполнить анкету, на которую отвечали кандидаты. Ответы на этот вопросник затем оценивается на соответствие ответам, представленным кандидатами для того, чтобы найти ближайшее совпадение.
В отличие от кандидатов, пользователи имеют возможность назначить вес своим ответы, с тем чтобы указать, какие вопросы являются наиболее значимыми для них. Кроме того, пользователи могут выбрать вариант "нет ответа" при заполнении анкеты. 
Сайт также предоставляет дополнительные разъяснения и информацию по большинству из часто задаваемых вопросов для того, чтобы помочь пользователям в их решении, в том числе аргументы за и против по вопросам.
После заполнения вопросника, пользователи затем предложено выбрать свой избирательный округ, и ответить, хотели бы они получить рекомендации для отдельных кандидатов или партийных списков. 

(продолжение следует)